Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки
малого предпринимательства г. Кемерово


Консалтинг Кредитование Обучение Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области




Студент как будущий работник: формирование конкурентоспособности

            Рассматривается проблема подготовки конкурентоспособных студентов в период обучения в высшем учебном заведении. Приводятся примеры механизмов эффективного управления процессом формирования конкурентоспособности студенчества. Даны рекомендации по моделированию системы управления конкурентоспособностью, приведены механизмы по взаимодействию субъектов обеспечения конкурентоспособности российского студенчества, а также рассматриваются факторы, способствующие формированию личной конкурентоспособности студента.

            Ни для кого уже не секрет, что даже поверхностный анализ мнений работодателей, а также ситуации на рынке труда студенческой молодежи, позволяет говорить об отсутствии в целом организованной системы формирования конкурентоспособности студентов вузов. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки механизмов становления и управления такой системой.

            В рамках научно-исследовательского проекта на базе Пензенского ГУАС проводится исследование процесса управления формирования личной конкурентоспособности, рынка труда студенческой молодежи, разрабатываются положения по развитию системы управления конкурентоспособностью студентов высших учебных заведений

            Для реализации указанного проекта был изучен имеющийся опыт зарубежных и отечественных авторов, на основе которого обоснована модель взаимодействия субъектов обеспечения конкурентоспособности студенчества; проведен анализ деятельности субъектов обеспечения конкурентоспособности, выявлены основные тенденции и предпочтения молодых специалистов. В настоящее время разрабатывается система и механизмы управления формированием личной конкурентоспособности студентов в период обучения в вузе.

Направления и методы исследования

            Для исследования рынка студенческой молодежи и анализа проблемы управления конкурентоспособностью выявлены объективные требования предприятий-работодателей к качествам, обеспечивающим конкурентоспособность вузовских выпускников. В исследовании использован метод экспертных оценок. И экспертам, и самим студентам было предложено дать оценку 24 факторам, оказывающим, на наш взгляд, влияние на конкурентоспособность студенчества в период их обучения.

            Генеральная совокупность экспертов представлена 50 организациями-работодателями Пензы. Мужчины составили 70% (35 чел.) опрошенных, а женщины 30% (15 чел.). Генеральная совокупность студентов представлена 400 студентами 4-х и 5-х курсов пензенских вузов.

            Общую направленность исследования можно обозначить основной гипотезой, что непланомерное, хаотичное формирование конкурентоспособных будущих специалистов - студентов в период обучения в высшем учебном заведении приводит к тому, что на рынке труда молодые специалисты оказываются невостребованными работодателями из-за недостатка необходимых профессиональных личностных качеств и опыта реальной деятельности.

            Объектом нашего исследования является система управления формированием личной конкурентоспособности студенчества в период обучения в высшем учебном заведении, включающая студенчество, вузы, работодателей, рынок труда.

            В рамках исследования были проанализированы факторы, влияющие на личную конкурентоспособность студентов в период обучения в высшем учебном заведении, проведена оценка конкурентоспособности студентов потребителями - работодателями, проведен анализ качественных характеристик потребностей работодателей в молодых специалистах, проанализированы основные тенденции на рынке труда.

Оценка уровня конкурентоспособности

            Проведенное исследование показало, что уровень конкурентоспособности студенчества низкий. По оценке экспертов, фактический уровень конкурентоспособности студентов составляет - 54% из 100% возможных. По самооценке студентов, реальный уровень их конкурентоспособности - 68%, уровень потенциально возможной конкурентоспособности по оценке экспертов может составлять - 97%.  Под потенциальным или возможным уровнем конкурентоспособности студента понимается тот уровень, которого студент мог бы достичь при реализации своих личных способностей и потенциала с максимальной самоотдачей и самореализацией. Мнения студентов и экспертов более наглядно можно увидеть в табл. 1.

 Таблица 1. Оценка конкурентоспособности студенчества в период обучения в вузе



Показатели

Обозначение коэффициента

Оценка фактическая (реальная) работодателями, %

Оценка фактическая (реальная) студенчеством, %

Оценка возможная (потенциальная) работодателями, %

Личные качества студента и саморазвитие

1

Лидерские качества

К1

40

70

90

2

Целеустремленность

К2

55

70

90

3

Коммуникабельность

К3

60

80

99

4

Стремление к инновациям

К4

70

70

99

5

Наличие творческих способностей

К5

60

70

98

6

Работа в команде

К6

60

80

98

7

Высокая степень обучаемости

К7

50

70

98

8

Мобильность

К8

60

80

98

Итоговый показатель по блоку "Личные качества"

-

57

74

96

 

Стратегия поведения студента в период обучения

9

Фундаментальная подготовка по направлению обучения

К9

60

70

98

10

Стремление к жизненному успеху

К10

40

70

98

11

Формирование навыков организаторской деятельности

К11

60

80

98

12

Развитие предпринимательских способностей

К12

50

60

98

13

Освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения

К13

50

50

98

14

Формирование долговременных деловых связей

К14

55

65

99

15

Использование современных технологий формирования плана жизни и деловой карьеры

К15

45

50

99

16

Поддерживание высокого уровня работоспособности

К16

60

60

95

17

Обеспечение семейного благополучия

К17

65

60

90

18

Создание положительной репутации

К18

50

65

98

19

Самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности

К19

50

60

96

Итоговый показатель по блоку "Стратегия поведения"

-

57

61

97

 

Тактика поведения обучения студента в период обучения

20

Освоение технологий обучения в вузе: освоение учебной программы, участие в общественной, научной и культурной жизни вуза

К20

50

60

96

21

Личная организованность: разработка и применение техники личной работы

К21

40

60

98

22

Составление планов личной деятельности на периоды и контроль за их исполнением

К22

30

60

96

23

Расширение личного кругозора

К23

70

90

99

24

Повышение собственной привлекательности: культура, этикет общения и поведение.

К24

75

70

99

Итоговый показатель по блоку "Тактика поведения"

-

75

68

98

 

Итоговый показатель уровня конкурентоспособности

 

54

68

97

 

* Работодателям и студентам предлагалось ответить на вопросы о факторах конкурентоспособности и оценить реальный и потенциальный уровни.


            Как ясно из анализа материалов исследования, существующая система формирования личной конкурентоспособности студентов в период обучения в высших учебных заведениях не удовлетворяет новым условиям рынка труда и требованиям работодателей. Это прежде всего связано с неинформированностью населения о рынке труда, отсутствием у участников процесса обеспечения конкурентоспособности знаний об этапах становления личности, оторванностью представлений молодежи о потребностях рынка труда и особенностях выбираемых профессий от реальной ситуации, ориентацией студентов на внешние факторы профессиональной деятельности (престиж/выгода), что приводит к формированию внешней мотивации при профессиональном самоопределении, и следовательно, делает этот процесс поверхностным и необоснованным, ориентацией образовательных учреждений при открытии новых профилей обучения в большей степени на запросы учащихся и родителей, которые готовы платить за обучение, а не на потребности работодателей; недостаточностью исследований рынка труда из-за их сложности и трудоемкости; отсутствием у работодателей четкого представления о требуемых ими специалистах, что затрудняет планирование и корректировку системы подготовки кадров.

            В результате анализа выявлены особенности системы управления конкурентоспособностью студента вуза. Это одновременное функционирование на двух рынках: рынке образовательных услуг и рынке труда; при многообразии различных форм подготовки конкурентоспособных кадров основополагающей является вузовская система подготовки кадров. Система управления конкурентоспособностью студента в настоящий момент осуществляется бессистемно и фрагментарно. Важным направлением является укрепление взаимодействия студента как социального слоя с субъектами обеспечения его конкурентоспособности: работодателями, вузом, государством, органами власти.

            На основании выявленных особенностей авторы определяют конкурентоспособность студента вуза как интегративную характеристику студента, выраженную в достижении мотивов успеха; в знании о способах действий по достижению личной конкурентоспособности в период обучения в вузе; в умении построить комфортное жизненное пространство и адаптироваться в нем, с максимальным использованием своих возможностей и потенциала.

            Новые условия российской действительности определяют необходимость более эффективного управления процессом формирования личной конкурентоспособности студентов в период обучения в высших учебных заведениях, умелую организацию работы по взаимодействию субъектов обеспечения конкурентоспособности студенчества.

Приоритеты студенчества

            Проведен анализ жизнедеятельности студентов в период обучения, а также выявлена специфика его поведения на рынке труда. Помня, что качество подготовки в вузе не даст им должного уровня знаний и навыков, подавляющее большинство студентов (82%), вне зависимости от полученного образования, желают продолжить обучение, повысить свой уровень за счет второго образования, курсов, тренингов, аспирантуры. На основе данных проведенного исследования создан социальный портрет современного студента, обучающегося в Пензе. Для него имеет большое значение высокий заработок (19% студентов уже получают заработную плату выше средней (по данным на 2010 г., средний уровень оплаты труда в Пензе - 16 215 руб.), самореализация и возможность творчества. В то же время рейтинг такой ценности, как "учеба", занимает только 4-е место в перечне ценностей. Вторую группу ценностей составляют: продвижение по службе, престижная работа. Менее всего для студентов имеет значение научная деятельность. 51% студентов, обучаясь на 4-х-5-х курсах, не имеют представления о своем трудоустройстве и не имеют трудового стажа. Если сравнить уровень желаемой и получаемой заработной платы студентами, уровень желаемой оплаты превосходит в 2,5 раза уровень фактической. Цифры свидетельствуют о том, что уровень конкурентоспособности сегодняшней студенческой молодежи недостаточно высок. Только 1/4 часть студентов сумели успешно устроиться на работу, а 3/4 так и не сумели занять должный уровень, хотя уже обучаются на 4 и 5 курсе, без 5-ти минут выпускники. Важно здесь же отметить, что 49% студентов уже к 3-му курсу имели возможность поработать. Большинство студентов учатся для того, чтобы иметь в будущем интересную работу и высокую зарплату - 55%. Выявлены личностные и поведенческие качественные характеристики студента в период обучения в высшем учебном заведении. Сегодня выделились отрасли, которые современная молодежь считает наиболее перспективными. Это производство, государственная служба, торговля и услуги.

            Карьера сегодняшнего выпускника вуза начинается не в момент получения диплома об окончании и поиска работы, а гораздо раньше - при выборе профессии и в первые года ее освоения. Положительным является факт, что сегодняшние студенты задумываются о своей компетентности и конкурентоспособности в процессе обучения на 2-х и 3-х курсах. 52% студентов постоянно проводят самоконтроль деятельности и результатов, однако 43% опрошенных предпочитают не контролировать самостоятельно личную жизнедеятельность, а просто отдавать под контроль свою деятельность вузу, родителям, предприятию.

Приоритеты работодателя

            Проведенный анализ мнений работодателей позволил сформулировать выводы: проблема современных студентов в очень низком уровне развития организаторской и предпринимательской деятельности (38%), 70% работодателей считают, что студенчеству необходимо дополнительное образование, считая, что вуз не дает достаточного уровня навыков и практических знаний по ведению бизнеса, 52% говорят, что подготовка студентов не соответствует требованиям организации.

            Главными недостатками вузовской подготовки работодатели считают: отсутствие опыта у преподавателей, так ответили 88%. Оценивая поведение молодых специалистов, 82% отмечают, что у них завышенные требования к зарплате и условиям труда, не соответствующие компетентности, 88% говорят о нереалистичности ожиданий в начале карьеры,78% отмечают необоснованную амбициозность и самооценку, 76% сказали о неготовности решать конкретные практические задачи и брать на себя ответственность за принятые решения; неумение применять полученные знания.

            Оценка работодателями средней заработной платы, получаемой студентами в организациях, соответствует уровню заработной платы, который называли студенты. От 8000 до 10 000 руб., отметили 48% работодателей, у 32% студенты зарабатывают от 10 000 до 15 000 руб., 18% получают от 5000 до 8000 руб.

            С учетом результатов опроса развита концепция системы формирования личной конкурентоспособности студента в период обучения в высшем учебном заведении, предложена и обоснована система формирования личной конкурентоспособности студента в период обучения в высшем учебном заведении.

Модель формирования конкурентоспособности студента

            Разработана модель формирования конкурентоспособности студента в период обучения в вузе. Авторская модель состоит из взаимосвязанных элементов, верхние отражают связи субъектов обеспечения конкурентоспособности студента вуза, нижние блоки - факторы формирования личной конкурентоспособности и личностные качества. В качестве основы, которая соединяет данные элементы, выступает конкурентоспособность студента. Одним из условий успешного развития системы формирования конкурентоспособности студенчества является согласованность действий и активное взаимодействие различных субъектов обеспечения конкурентоспособности по осуществлению образовательной, научно-исследовательской, кадровой, экономической, социальной и др. работы, а укрепление взаимодействия студента как социального слоя с этими субъектами: предприятиями-работодателями, вузом, государством.

            Рассмотрим модель управления формированием личной конкурентоспособности студента в период обучения в вузе (рис. 2), которая включает следующие элементы: факторы, оказывающие воздействие на процесс формирования личной конкурентоспособности студента вуза; субъекты и объекты обеспечения конкурентоспособности; уровни и механизмы взаимодействия объекта с субъектами; а также конечные результаты деятельности данной системы, желаемые и достижимые при условии эффективной реализации процесса управления формирования личной конкурентоспособности студента.

 

 

            Субъектами управления (управляющая подсистема) в данной системе являются:

- органы сферы высшего профессионального образования (правительство РФ, Министерство образования и науки, Федеральные агентства и службы, региональные органы управления образованием, ректор, преподаватели, и др.);

- рынок труда (интересы предприятий-работодателей, демографическая ситуация);

- государство (приоритетные национальные проекты, кадровая политика государства, финансовая обеспеченность сферы образования);

- внешнее окружение (родители, друзья, знакомые).

            К объекту управления (управляемой подсистеме), согласно разработанной модели, относится личная конкурентоспособность студентов высших учебных заведений. Личная конкурентоспособность студентов, с одной стороны, включает в себя внутреннее развитие, т.е. качественные изменения, происходящие с объектом конкурентоспособности, с другой стороны - процесс его внешнего формального развития, реализации и продвижения в среде.

            Данная модель представляет собой взаимосвязь "элементов" внешней среды, оказывающих воздействие на формирование конкурентоспособного студента в период обучения в вузе, и конечные результаты деятельности данной системы, достижимые при условии эффективного использования механизмов, осуществляющих систему связей и отношений между объектом и субъектами управления данной системой.

Факторы влияния

            На систему управления формированием конкурентоспособности студента в период обучения в вузе оказывает влияние ряд факторов внешней среды. Их количество и степень влияния на описываемую систему различно и динамично во времени.

            Наиболее характерными среди них являются:

- конкуренция на рынке образовательных услуг;

- конкуренция на рынке труда;

- спрос со стороны предприятий-работодателей;

- финансовая обеспеченность сферы образования;

- кадровая политика государства;

- приоритетные программы и проекты;

- демографическая ситуация.

            Важная роль в процессе управления формированием личной конкурентоспособности принадлежит самому студенту, следовательно, обучение основам самоуправления жизнедеятельностью и карьерой является одной из важных задач приведенной системы.

            Формирование личной конкурентоспособности студента в период обучения в вузе:

- самоопределение и саморазвитие (самомаркетинг, саморазвитие),

- тактика поведения в период обучения в вузе;

- стратегия поведения в период обучения в вузе;

- контроль факторов, влияющих на личную конкурентоспособность;

- корректировка стратегии и тактики поведения студента.

            Лучший способ сделать правильный выбор и повысить свою личную конкурентоспособность - тщательный самоанализ и анализ различных этапов деятельности. Специалистам, только начинающим свой профессиональный путь, необходимо грамотно подойти к выбору своего дальнейшего жизненного и карьерного развития в период обучения в вузе, опираясь на требования работодателей и рынка.

            Успех в процессе управления формированием и развитием личной конкурентоспособности зависит от внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы - это наличие в личности определенных качеств, твердое решение связать свою жизнь с образованием, быть профессионалом во всем. Совершенно очевидно, что при планомерном, грамотном подходе к процессам формирования личной конкурентоспособности с течением времени будет наблюдаться рост профессиональных навыков, знаний и т.д. Зная о требованиях, предъявляемых работодателями, студент вуза должен стремиться их приобрести.

В помощь студенту

            Результаты настоящей работы нашли свое отражение в методических разработках кафедры "Менеджмент" Пензенского ГУАС. На основе проведенных исследований и разработанных механизмов по управлению конкурентоспособностью разработано учебное пособие для студентов "Основы личной конкурентоспособности".

            На базе кафедры "Менеджмент" в течение нескольких лет реализуется инновационная образовательная программа "Комплексная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов высших учебных заведений", представляющая собой цикл образовательных проектов: "Непрерывный мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг", "Интенсивное введение в специальность на младших курсах", "Студенческий учебно-научно-производственный отряд "Менеджер", "Содействия практической подготовки и трудоустройству студентов на основе разработки и реализации системы взаимодействия выпускающей кафедры вуза и работодателей". Внедренный на кафедре "Менеджмент" инновационный проект направлен на формирование конкурентоспособных выпускников, с новым мировоззрением, способных осознавать обучение в университете и планирование своей карьеры и жизнедеятельности, к тому, чтобы начать ее осуществление не после окончания обучения, а немедленно, с первого года обучения.

            Важным направлением повышения конкурентоспособности студенчества является развитие инновационных процессов в России, которое, прежде всего, связано с осознанием того, что конкурентоспособность человеческого ресурса является основным фактором научно-технических нововведений, решающим условием выживания, роста и конкурентоспособности большинства российских предприятий. Следует признать, что единственным стабильным фактором эффективности современной организации является конкурентоспособность ее кадров.

            Опора на конкурентоспособность молодых специалистов - путь к успеху не только отдельной организации, но и всего государства в целом.

 

 

            Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Педагогические подходы к управлению конкурентоспособностью российского студента в период его обучения в вузе", проект 10-06-28 605а/В. Регистрационный номер 01 201 061 911.

© Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово Поиск по сайту:
Создание, разработка, хостинг, продвижение веб сайтов в Кемерово в Новокузнецке в Санкт-Петербурге в Новосибирске в Ижевске в Прокопьевске в Ленинск-Кузнецком

Разработка сайта —
Студия Михаила Христосенко